SocioDone

Социология: современные тенденции

Теоретические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов. Понятие детской инвалидности

Информация о социологии » Особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях города Вологды » Теоретические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов. Понятие детской инвалидности

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. (12)

Определение социально-правового статуса человека с инвалидностью получает развитие и уточнение в правовых документах на уровне законодательства. Так ФЗ РФ №181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов» с последующими его изменениями вводит следующее правовое понятие «инвалид».

Инвалид

– это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное заболеванием, последствиями травм или анатомическими дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

В развитие этого определения этот же закон водит еще один признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите. Особый правовой статус установлен для инвалидов, не достигших 18-летнего возраста. Эта категория называется «дети-инвалиды». Порядок признания граждан, в том числе и не достигших 18 лет, инвалидами (возрастные изменения введены в закон с 1.01.2000 г.) установлен постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. №965, в соответствии с которыми гражданин признается инвалидом при наличии следующих условий:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

- ограничение жизнедеятельности;

- необходимость осуществления мер социальной защиты.

По разным основаниям все инвалиды делятся на несколько групп:

- по возрасту – дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;

- по причинам происхождения инвалидности – инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

- по степени трудоспособности – инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные

Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма.

Дети-инвалиды входят в более широкую группу, обозначаемую целой серией формулировок, несущих определенный смысл, но не всегда отражающих состояние детей и проблемы, вытекающие из этого состояния: «дети с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии», «дети с ограниченными возможностями», «особые» дети. Эти термины используются в сфере профессионалов с целью замещения понятия «инвалид» другими, не привносящими унизительный смысл в характеристику детей, чья жизнь отличается от традиционного понятия детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями.

В настоящее время не существует единых принципов классификации нарушений развития. Лапшин В.А. и Пузанов Б.П., авторы одной из наиболее известных классификаций нарушений развития чаще всего, используемых на практике, выделяют следующие группы:

§ дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

§ дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержки психического развития);

§ дети с нарушениями речи;

§ дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

§ дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

§ дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. (8)


Другие материалы:

Задачи социальной диагностики
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся: — выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента; — определение степени развитости различных свойств, их выраженности в к ...

Сущность девиации в поведении
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности – распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям, уста ...

Назначение и выплата пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибших военнослужащих
Реформирование системы пенсионного обеспечения назрело давно. Переход нашей страны к рыночной экономике и формирование рынка труда объективно требовали внедрения в систему социального обеспечения страховых начал и последовательной переори ...