Теоретические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов. Понятие детской инвалидности
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью. (12)
Определение социально-правового статуса человека с инвалидностью получает развитие и уточнение в правовых документах на уровне законодательства. Так ФЗ РФ №181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов» с последующими его изменениями вводит следующее правовое понятие «инвалид».
Инвалид
– это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное заболеванием, последствиями травм или анатомическими дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
В развитие этого определения этот же закон водит еще один признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите. Особый правовой статус установлен для инвалидов, не достигших 18-летнего возраста. Эта категория называется «дети-инвалиды». Порядок признания граждан, в том числе и не достигших 18 лет, инвалидами (возрастные изменения введены в закон с 1.01.2000 г.) установлен постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. №965, в соответствии с которыми гражданин признается инвалидом при наличии следующих условий:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;
- ограничение жизнедеятельности;
- необходимость осуществления мер социальной защиты.
По разным основаниям все инвалиды делятся на несколько групп:
- по возрасту – дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;
- по причинам происхождения инвалидности – инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
- по степени трудоспособности – инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные
Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма.
Дети-инвалиды входят в более широкую группу, обозначаемую целой серией формулировок, несущих определенный смысл, но не всегда отражающих состояние детей и проблемы, вытекающие из этого состояния: «дети с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии», «дети с ограниченными возможностями», «особые» дети. Эти термины используются в сфере профессионалов с целью замещения понятия «инвалид» другими, не привносящими унизительный смысл в характеристику детей, чья жизнь отличается от традиционного понятия детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями.
В настоящее время не существует единых принципов классификации нарушений развития. Лапшин В.А. и Пузанов Б.П., авторы одной из наиболее известных классификаций нарушений развития чаще всего, используемых на практике, выделяют следующие группы:
§ дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
§ дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержки психического развития);
§ дети с нарушениями речи;
§ дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
§ дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
§ дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. (8)
Другие материалы:
Факторы развития благотворительной деятельности в России и их социальная
эффективность
Изучив развитие и состояние благотворительной деятельности в различные исторические периоды, можно сделать вывод, что на развитие благотворительной деятельности оказывают влияние определенные стороны общественной жизни.
Здесь можно выдел ...
Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского
общества
Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинског ...
Проблемы малого предпринимательства в сфере туризма
На современном этапе развития экономики туризм становится все более значимым явлением в социальной и культурной жизни людей, превращается в массовый процесс международного масштаба. Туризм – это отрасль общественного производства, оказыва ...