Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:
— во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;
— во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы;
— в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства.
Другие материалы:
Необходимость решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Социальная защита населения в годы войны
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. явилась тяжелейшим испытанием для всего советского народа. Победа над фашистской Германией потребовала колоссального напряжения всех сил народа и стоила ему огромных, беспрецедентных в мировой ис ...
Аннотация
Адаптация, дезадаптация, женщины, освобождающиеся из мест лишения свободы, исправительные учреждения, места лишения свободы, осужденные женщины, пенитенциарная система, социальный работник, социальный психолог, социальный педагог, специал ...
Приложения
Приложение 1
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Коммуникация 1 Коммуникация 2 Коммуникация 3
Действие действие действие действие действие действие действие действие
человек
Приложение
2
Этапы развития системного анализа
1 ЭТАП. Общество как данна ...
