SocioDone

Социология: современные тенденции

Основные индикаторы уровня жизни
Страница 2

В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наименее и наиболее обеспеченных граждан характерно для Словакии – 12% к 31%, Чехии – 10% к 37%, Венгрии – 9% к 37%. В ряде развивающихся стран это соотношение намного меньше: в ЮАР – 3% к 63%, Чили – 3% к 61%, в Мексике – 4% к 58%.

Коэффициент Джини в России составляет 38%, что ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в Словакии (19%), Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%), Польше (27%).

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.

Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.

Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах, а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.

Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции личного подсобного хозяйства). Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Введение.
В современных социально - экономических и социально - политических условиях России проблема преступности несовершеннолетних приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из различных областей высказывают тревогу по поводу деградаци ...

Медицинские и социальные последствия наркоманий. Личностные и поведенческие нарушения
В механизмах формирования личностной патологии у больных наркоманиями, как и в развитии личности вообще как интегративной характеристики психолого-поведенческих свойств индивида, немаловажную роль играют условия его воспитания и процессы ...

Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства
Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в переводе на русский язык «государственные дела», «искусство управления государством». Политика существовала не всегда. Среди причин ее возникновения — поляризация об ...