Выбор исследовательского планаСтраница 1
Даже в том случае, когда исследователь четко осознал, в чем заключаются содержательные вопросы, на которые он хочет получить ответ в ходе выборочного обследования; ему не стоит торопиться составлять анкету и нанимать интервьюеров. Прежде ему нужно поразмыслить над тем, какого рода логику анализа данных он собирается использовать, после того как эмпирические данные будут получены. Для того, чтобы сведения о людях, группах или сообществах (об их поведении, установках или других чертах) можно было рассматривать в качестве доказательства каких-то теоретических гипотез, следует сначала решить, что именно можно считать доказательством в данном случае, по каким правилам будут строиться логические сопоставления и статистические выводы, иными словами, необходимо выбрать принципиальный исследовательский план.
В планировании выборочного опроса исследователи исходят приблизительно из тех же соображений: сравнение «случаев», подгрупп, сравнение типа «до — после». Здесь мы рассмотрим лишь самые общие типы исследовательских планов, используемых в выборочных опросах.
Первый шаг в планировании опроса — это принятие решения о том, что считать единицей анализа. В простейшем случае мы стремимся приписать каждому индивиду (респонденту) определенное значение по каждой переменной. Предположим, наша цель заключается в том, чтобы на основании опроса 2000 респондентов узнать, как распределены в генеральной совокупности «партийная принадлежность», «судимость» и некоторые другие переменные, а кроме того, мы собираемся проанализировать связь этих переменных с полом, возрастом и семейным статусом. Некоторые из переменных будут строго количественными, другие будут описываться как качественные признаки. В любом случае нам нужно будет охарактеризовать каждого респондента по каждой переменной. В результате мы сможем построить структурированную матрицу данных, подобную той, что изображена в табл. 1. В столбцах этой матрицы содержится вся информация о респондентах, которые здесь и являются единицами анализа (или «случаями»). Именно их свойства нам предстоит оценивать, сравнивать в поисках взаимосвязей и т. п.
Таблица 1
Пример матрицы данных типа «респонденты х переменные»
«Случай» |
1-й респондент |
2-й респондент |
…… |
2000-й респондент |
Переменная | ||||
Пол |
мужской |
женский |
……. |
мужской |
Возраст |
38 лет |
23 года |
……. |
62 года |
Семейный статус |
разведен |
замужем |
……. |
вдовец |
Судимость |
отсутствует |
отсутствует |
……. |
2 судимости |
Партийная |
конституционный |
беспартийная |
……. |
христианский |
принадлежность |
демократ |
социалист |
Другие материалы:
Рыночные отношения в современной экономике
Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и о ...
Виды и социальные обоснования терроризма
Существует четыре вида терроризма: экономический, политический, социальный и информационный.
Каждый тип терроризма имеет специфическую мотивацию.
Экономический терроризм - это деятельность, целью которой является вымогательство наличных ...
Пути совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной
общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью
Первый путь – развитие фандрайзинга.
Фандрайзинг (англ. Fundraising) – это процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта или програ ...