SocioDone

Социология: современные тенденции

Методы проведения исследований. Метод прямого наблюдения
Страница 1

Информация о социологии » Социальная успешность как результат социализации » Методы проведения исследований. Метод прямого наблюдения

Под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы. В широком смысле слова любое научное знание в основе своей содержит наблюдения. Наблюдение – есть той базой, на основе которой можно делать выводы. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других – пользуемся данными наблюдений других лиц. Правда, наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики. Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода: коронавирус статистика

1. научное наблюдение подчинено главной задаче исследования. Это не просто беспорядочный и хаотичный набор случайных впечатлений, а процесс определенным образом целенаправленный.

2. наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре: устанавливаются определенные сроки и средства сбора этой информации.

3. данные научного наблюдения записываются в определенные документы-дневники наблюдателя, протоколы. Эти материалы и записи носят упорядоченный характер.

4. наблюдение как метод сбора информации в социологическом исследовании должно контролироваться и проверяться с точки зрения критериев надежности и обоснованности получаемых данных.

Немаловажным в понимании этого явления является и классификация наблюдения, которая в свою очередь производится на различных основаниях.

Наблюдения разделяют по степени формализованности:

· неконтролируемое

(или не стандартизованное, бесструктурное);

· контролируемое

(стандартизованное, структурное) наблюдения.

В первом случае используется общий принципиальный план, а во втором – регистрация событий по детально разработанной процедуре.

В зависимости от степени местоположения наблюдателя различают:

· соучаствующее

(или включённое) наблюдение;

· простое

наблюдение.

В соучаствующем (или включённом) наблюдении исследователь имитирует вхождение в социальную среду. Он адаптируется в исследуемой среде и проводит анализ событий «изнутри», являясь участником этих событий. В простом наблюдении он регистрирует события «со стороны».

И соучаствующее и простое наблюдение может производиться как инкогнито, когда наблюдатель маскирует свои действия, так и открыто. Как модификацию включенного наблюдения можно рассматривать стимулирующее или «наблюдающее участие», когда исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы «проявить» состояния объекта, которые не просматриваются в обычной ситуации.

Вариант «наблюдающего участия», когда наблюдение походит на натуральный эксперимент – разработан А.Н. Алексеевым, исследователь вводит экспериментальные факторы изнутри самой ситуации и нередко импровизирует в зависимости от развития событий.

В зависимости от организации наблюдения делятся на:

· полевые

(в естественных условиях);

· лабораторные

(в экспериментальной ситуации).

Большинство конкретно-социологических исследований проходят именно в форме полевого наблюдения. Оно может быть различной степени структурализации и включённости и применяться в исследованиях любого плана – от поискового до экспериментального на самых различных этапах, выполняя роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, усугубление представлений об объекте, сбор дополнительной информации).

При лабораторном наблюдении ситуация и условия окружающей среды определяются исследователем. Основное его достоинство – максимальная по сравнению с другими видами, возможность выявить все факторы, ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток – искуственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения исследователя, может резко меняться. Лабораторные наблюдения чаще всего применяются в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и, как правило, сводятся к фиксации изменений, которые происходят в результате воздействия экспериментальных факторов.

В зависимости от регулярности проведения, наблюдения различают как:

· систематическое

;

· случайное

.

Систематическое наблюдение это регулярная фиксация ситуаций, процессов и действий, в определённый период времени. При таком наблюдении выявляется динамика процессов, повышается достоверность экстраполяции развития процессов. Область применения систематического наблюдения достаточно широка – от поискового до экспериментального исследования.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Профессиональное самоопределение
Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние ...

Специфика и анализ программы преподавания социологии
Состояние современной американской социологии, прежде всего университетской, не такое уж безоблачное, как может показаться. И прежде всего это связано с организационно-финансовыми перспективами социологического образования в США. В целом ...

Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России. Общая характеристика системы подготовки кадров по социальной работе
Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие "социальное образование", которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, ...