SocioDone

Социология: современные тенденции

Значение теорий старения в практике социального работника
Страница 1

Старый возраст не отличается от другого возраста, в плане проблем, связанных с адаптаций. Единственное различие - то, что задачи связанные с жизнью в старом возрасте являются заключительными. Работая с пожилыми людьми, социальному работнику необходимо организовать и упорядочить свою деятельность, составить программу действий. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать социальный работник, а также методы организации и осуществления социономической деятельности.

Сознательно избранная теория - гарантия того, что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, социальный работник целенаправленно выполняет возложенную на него миссию - стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, социума в целом. Именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства.

Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми включает в себя теории освобождения, активности, субкультуры, меньшинств, социальной стратификации, др.

Так, теория субкультуры способствовала увеличению поселков для пенсионеров и других жилищных комплексов, что, по мнению некоторых авторов, способствовало бы формированию самобытной культуры. В них, аптеки, магазины, службы быта и прочее - все в одном здании. Однако в реальной жизни замедляется процесс "отчуждения", утраты былых ролей. А в жилищных поселках подобного типа данный процесс усиливается, убыстряется. Это - средство деперсонализации и, на мой взгляд, чудовищный эксперимент над пожилыми людьми.

Теория разъединения объясняет, что один из элементов старения - уменьшение количества социального взаимодействия между пожилыми людьми. В этом отношении, выход на пенсию играет, возможно, наиболее радикальную роль в разъединении. Часто коллеги по работе составляют большую часть знакомых. Разрыв человека с партнерами по работе также означает потерю большой части социальной деятельности. Это становится другим источником удара, к которому человек должен приспособиться.

Человек должен готовить себя к пенсии так же, как готовил бы себя к любому другому важному событию. Планирование должно начаться в то время, когда человек еще работает. Он должен выработать правильное отношение к пенсии. Жизненно важно, что бы он смотрел на отставку с позиции увольняющегося, а не увольняемого. Таким образом, пенсионер будет иметь возможность относительно легко адаптироваться к новой социальной ситуации.

Молодой человек делает студенческую карьеру, взрослый - экономическую карьеру, и если пожилой человек будет иметь возможность делать социальную карьеру, это обеспечит его работой, самоуважением и признанием общества. Это соответствует теории активности, которая говорит, что здоровье в пожилом возрасте зависит от активной умственной и физической деятельности и является контрмерой теории разъединения, согласно которой в пожилом возрасте наблюдается существенный спад деятельности и сокращение социального взаимодействия. Пожилой человек может и должен приносить пользу обществу.

Пожилой человек должен быть активным. Чтение, путешествия, посещение художественных музеев, и развитие новых талантов очень важны в пожилом возрасте. Хотя, несомненно, важно знать меру во всем, нельзя перетруждаться в пожилом возрасте.

Развиваясь, человек становится частью общества. У него есть семья, друзья, которые добавляют радости и полноты его жизни. Социальная жизнь стариков все более и более сужается из-за потери коллег по работе, смерти родственников, друзей и супругов, плохого здоровья, которое ограничивает их активность.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Виды наблюдения
Выделяют две основные разновидности по степени вовлеченности исследователя в деятельность объекта изучения: включенное и невключенное наблюдение. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или ...

Национальные особенности преподавания социологии в вузах стран Западной Европы
Анализируя социологию как предмет изучения в зарубежных вузах, следует отметить ее способность в своем развитии прибегать к системному самоконструированию, создавать на основе этого междисциплинарные образования, что является обязательным ...

Нормы коммуникативного поведения
И.А.Стернин коммуникативное поведение характеризует определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное. Нормативное коммуникативное поведение - поведение, прин ...