SocioDone

Социология: современные тенденции

С позиций теории развития и непрерывности жизненного пути

для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, т.е. содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости[4]. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Переходя от ступени к ступени, человек стремиться сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. Старость, по мнению сторонников этой теории, должна представлять собой "поле битвы" за сохранение прежнего стиля жизни, вопреки неизбежным ролевым изменениям. Нормальное, "успешное" старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности.

Теория наименования и маргинальности

представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков - это положение изгоев, удел которых - низкие доходы и ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.

Ни одна из названных теорий не дает реального представления о феномене старения, каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов. Отчуждения и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за активностью, в старости - наступает как бы равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.

Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.

Однако, по мнению некоторых авторов, наиболее плодотворной представляется теория возрастной стратификации

[5]

. Эта теория предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделяя людей на группы по их образу жизни и материальному положению. Речь идет о концептуализации общества, разделенного в возрастном и социальном отношении. Эта теория помогает уяснить и объяснить характерные особенности различных поколений, включая старшие и младшие, однако она делает упор также и на образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе. Это предполагает, что каждое поколение людей старшего возраста уникально и обладает только ему одному присущим опытом.

Приходится констатировать, что существующие социологические теории старения в основном представляют собой узкие, ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретической систематизации.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Детский дом, как государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство как общественное явление имеет много вековую историю. Социальные потрясения XX века стали, причиной появления большого числа детей-сирот вместе с тем они привели к возникновению нового явления, получившего название социального с ...

Молодежь. Понятие, виды, классификация
Молодёжь – в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь – социально-демографическая г ...

Современные цивилизации.
Сейчас, как и много веков назад, человечество представлено двумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далёкое прошлое. Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизац ...