SocioDone

Социология: современные тенденции

Программа социологического исследования
Страница 1

Молодежная культура » Программа социологического исследования

1.

Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект

– студенческая молодежь, получающая высшее образование.

Предмет

– культура студентов.

Цель

– выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.

Задачи:

1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.

2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.

3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.

4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.

5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.

6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.

2.

Теоретическое уточнение

и интерпретация основных понятий

Студенческая молодежь

– это социальная возрастная группа молодых людей ( от 16 до 28 лет ), получающая среднее или высшее профессиональное образование.

Культура студентов

– совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.

Ценности

– 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.

Ценностные ориентации

– сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.

Досуг

– время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.

Мотив

- внутреннее побуждение к определенной деятельности.

3.

Эмпирические показатели понятия

«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»

Субъективные показатели

- Ценности и нормы:

Ø Моральные нормы

Ø Семейные ценности

Ø Религиозные ориентации

Ø Политические ориентации

Ø Смысложизненные ориентации

Ø Профессиональное самоопределение

Ø Этические, нравственные предпочтения

Ø Отношение к девиантным формам поведения

Объективные показатели -

Уровень культуры:

Ø Проведение досуга

Ø Встречи с друзьями

Ø Интерес к живописи

Ø Предпочтения в музыке

Ø Занятия физкультурой и спортом

Ø Занятия творческой деятельностью

Ø Частота посещения театров, кино, музеев .

Ø Частота чтения художественной литературы

Ø Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте

Ø Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач

4.

Предварительный системный анализ предмета исследования

Структурный анализ

Типология культур:

Элитарная культура

– культура, ориентированная на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотят расцениваться как лучшая часть общества, его элита. Включает искусство, классическую музыку и литературу.

Народная культура –

создаваемая анонимными творцами, как и элитарная культура предназначена для определенной публики, но принадлежала бедным. Включает сказки, фольклор, песни, мифы, танцы, предания.

Массовая культура

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Отношение к религии
Среди студенческой молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% - колеблющихся между верой и неверием. Что касается групп неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места ...

Организация пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Роль Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в пол ...

Предпосылки появления социологии
На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучение общественной жизни, влияет прежде всего наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологически ...