SocioDone

Социология: современные тенденции

Программа социологического исследования
Страница 1

Молодежная культура » Программа социологического исследования

1.

Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект

– студенческая молодежь, получающая высшее образование.

Предмет

– культура студентов.

Цель

– выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.

Задачи:

1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.

2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.

3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.

4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.

5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.

6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.

2.

Теоретическое уточнение

и интерпретация основных понятий

Студенческая молодежь

– это социальная возрастная группа молодых людей ( от 16 до 28 лет ), получающая среднее или высшее профессиональное образование.

Культура студентов

– совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.

Ценности

– 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.

Ценностные ориентации

– сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.

Досуг

– время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.

Мотив

- внутреннее побуждение к определенной деятельности.

3.

Эмпирические показатели понятия

«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»

Субъективные показатели

- Ценности и нормы:

Ø Моральные нормы

Ø Семейные ценности

Ø Религиозные ориентации

Ø Политические ориентации

Ø Смысложизненные ориентации

Ø Профессиональное самоопределение

Ø Этические, нравственные предпочтения

Ø Отношение к девиантным формам поведения

Объективные показатели -

Уровень культуры:

Ø Проведение досуга

Ø Встречи с друзьями

Ø Интерес к живописи

Ø Предпочтения в музыке

Ø Занятия физкультурой и спортом

Ø Занятия творческой деятельностью

Ø Частота посещения театров, кино, музеев .

Ø Частота чтения художественной литературы

Ø Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте

Ø Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач

4.

Предварительный системный анализ предмета исследования

Структурный анализ

Типология культур:

Элитарная культура

– культура, ориентированная на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотят расцениваться как лучшая часть общества, его элита. Включает искусство, классическую музыку и литературу.

Народная культура –

создаваемая анонимными творцами, как и элитарная культура предназначена для определенной публики, но принадлежала бедным. Включает сказки, фольклор, песни, мифы, танцы, предания.

Массовая культура

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Ключ к фишкам
Численность населения, тыс. чел. Среднегодовая численность работающих, тыс. чел. Среднемесячная номинально начисленная з/п работникам в экономике, руб. Средний размер начисленной за месяц пенсий пенсионерам состоящих на учете в органах ...

Главные социальные проблемы российского общества
Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепе ...

Полное гнездо 1. Полное гнездо 2. Полное гнездо 3
Полное гнездо 1 – молодые в браке с детьми. Появление ребенка несет множество изменений в жизненный стиль и потребления молодой семьи. С появлением первого ребенка один из родителей часто уходит с работы. Семейный доход уменьшается. На эт ...