SocioDone

Социология: современные тенденции

Программа социологического исследования
Страница 1

Молодежная культура » Программа социологического исследования

1.

Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект

– студенческая молодежь, получающая высшее образование.

Предмет

– культура студентов.

Цель

– выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.

Задачи:

1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.

2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.

3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.

4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.

5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.

6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.

2.

Теоретическое уточнение

и интерпретация основных понятий

Студенческая молодежь

– это социальная возрастная группа молодых людей ( от 16 до 28 лет ), получающая среднее или высшее профессиональное образование.

Культура студентов

– совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.

Ценности

– 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.

Ценностные ориентации

– сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.

Досуг

– время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.

Мотив

- внутреннее побуждение к определенной деятельности.

3.

Эмпирические показатели понятия

«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»

Субъективные показатели

- Ценности и нормы:

Ø Моральные нормы

Ø Семейные ценности

Ø Религиозные ориентации

Ø Политические ориентации

Ø Смысложизненные ориентации

Ø Профессиональное самоопределение

Ø Этические, нравственные предпочтения

Ø Отношение к девиантным формам поведения

Объективные показатели -

Уровень культуры:

Ø Проведение досуга

Ø Встречи с друзьями

Ø Интерес к живописи

Ø Предпочтения в музыке

Ø Занятия физкультурой и спортом

Ø Занятия творческой деятельностью

Ø Частота посещения театров, кино, музеев .

Ø Частота чтения художественной литературы

Ø Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте

Ø Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач

4.

Предварительный системный анализ предмета исследования

Структурный анализ

Типология культур:

Элитарная культура

– культура, ориентированная на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотят расцениваться как лучшая часть общества, его элита. Включает искусство, классическую музыку и литературу.

Народная культура –

создаваемая анонимными творцами, как и элитарная культура предназначена для определенной публики, но принадлежала бедным. Включает сказки, фольклор, песни, мифы, танцы, предания.

Массовая культура

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Институты власти как тормоз экономического развития. Институт власти-собственности
По мнению Д. Норта, для политических систем характерно производство неэффективных прав собственности, которые приводят к экономическому упадку. Автор выделяет две основные причины этого феномена. Во-первых, доходы, которые получают власть ...

Духовный мир молодежи Ставрополя и Кисловодска
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, суще ...

Многообразие коммуникативного поведения и его факторы
Участвуя в производственно-познавательной деятельности общества, каждый индивид оказывается включённым во множество коммуникативных процессов. Возможность его участия в коммуникативных событиях обусловливается его коммуникативным поведени ...