SocioDone

Социология: современные тенденции

Профессиональное самоопределение

Молодежная культура » Профессиональное самоопределение

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей. Ясно, что имеется специфика мотивации по направлениям подготовки и отдельным вузам.

В университете, медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место среди мотивов поставлены «интерес к профессии» - от 50 до 66% ответов, в политехническом и экономическом на первом месте – «престиж вуза» (40 – 45% ответов), в педагогическом – «наилучшие способности в этой области» (52%), в горном – «стремление избежать армии» - 31% ответов.

Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов (51%), несколько меньше – у экономистов (39%).

Семейная традиция в наибольшей степени проявляется у студентов-медиков (39%), у юристов (30%). Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

В среднем 4 из 5 опрошенных студентов своим выбором вуза и специальности удовлетворены.

Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза? В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.

Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин – 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать – 16 % студентов[19].


Другие материалы:

Домохозяйство как субъект рыночных отношений. Фирма. Государство
В современной системе хозяйствования все более значит. роль играет д.х. Д.х. оказывает огромное влияние на товарный, информационный и финансовый рынки. Д.х. является объективно необходимым, относительно самостоятельным хоз-щим субьектом. ...

Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения
Одним из перспективных направлений развития высшей школы в России, в частности, такой формы управления как автономные образовательные учреждения, является создание и развитие системы благотворительности, механизмов привлечения пожертвован ...

Теоретические аспекты семейного воспитания
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно н ...