Заключение
В настоящее время социологами особо отмечается, что не следует интерпретировать общество как особого рода субъект со своими собственными желаниями, мыслями и волевыми устремлениями. Общество не есть внеиндивидуальная и надындивидуальная реальность, оно, прежде всего, представляет собой процесс и результат взаимодействий между индивидами. Частые апелляции к мифическому, сакрализованному обществу, отождествляемому с государством, скрывали и скрывают корыстные политические и прочие интересы индивидов и групп, выступают как одно из эффективных орудий социальной демагогии. И ссылки на такого рода "общество" - удобное средство перенесения на эту мифическую сущность собственной ответственности и обоснования безответственности индивидов, их собственной несостоятельности, аморальности или преступности. Однако, тем не менее, общество есть целостное образование, не сводимое, в конечном счете, к простой совокупности индивидов, их стремлений и деятельности.
Тенденция интеграции различных направлений социологического знания, а его - с результатами исследований естественных наук, стремление к синтезу единосущностных основ разнородных феноменов, их взаимодействия в структуре, свойствах и деятельности социального субъекта в последние годы усилилась. Вместе с тем, пока центром интеграционных исследований остается человек, а не личность. Вопросы о том, теряет ли человек "на пути к личности" свои космоприродные свойства, и если нет, как они видоизменяются, каковы механизмы, формы и уровни их взаимодействия с новоприобретенными, социоприродными и социальными качествами, какова роль в формировании последних, - остаются без ответа. Социальные роли имеют большое влияние на формирование личности человека, на его индивидуальность. Ролевая игра и вообще театрализованные формы воздействия занимают важное место в теории и практике современной психотерапии, будь то психодрама или групповой тренинг. Перефразируя названия популярных книг В. Леви, можно сказать, что психическое здоровье и "искусство быть собой" неотделимы от искусства становиться другим, играть, входить и выходить из роли, становиться на другую точку зрения и т.п. Неспособность к таким переменам говорит не столько о верности себе, сколько о монотонности бытия личности и ее психических процессов. В эксперименте С. Копеля и Г. Арковица 45 девушек - студенток подвергались небольшому электрошоку, причем одних просили изображать при этом спокойствие, а других - страх. Болевая чувствительность и порог терпимости испытуемых измерялись одновременно объективно (кожно-гальваническая реакция) и по самоотчетам. Девушки, изображавшие спокойствие, в самом деле переносили электрошок значительно легче, чем контрольная группа и особенно те, кто изображал страх. Социальная роль в значительной степени интегрирует с личностью, которая ее выполняет.
Другие материалы:
Объект и предмет
социологии
Объектом исследования для любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружаю ...
Монада. Ухаживание. Диада
1. Время монады – молодой человек финанс. самостоятелен, живет отдельно от родителей.
2. Встреча со своим будущим партнером, ухаживание за ним.
3. Время диады – заключение брака, обьединение под одной крышей, начало ведения совместного ...
Работающая молодёжь.
В отличие от молодежи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодежи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики ...