SocioDone

Социология: современные тенденции

Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении
Страница 2

Информация о социологии » Социальная работа в школе » Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармони­зации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное со­стояние теории и практики социально-педаго­гической работы, порождающая новое содержа­ние, методы, формы и технологии работы с де­тьми, молодежью, семьями, общинами, экс­клюзивными группами населения, обществом.

Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных.

Содержание профессиональной деятельно­сти социального педагога необъятно, и мы сде­лали попытку лишь очертить ее контуры. Ре­альная же работа социального педагога не впи­сывается ни в какие схемы. Вот почему такое большое значение придается личности соци­ального педагога, его профессиональной ком­петентности, психологической закалке и мо­ральным качествам.

В конечном счете вся деятельность соци­ального педагога должна способствовать созда­нию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обес­печению охраны их жизни и здоровья, установ­лению гуманных, нравственно здоровых отно­шений в социальной среде.

Профессиональная успешность социаль­ного педагога определяется результативнос­тью его деятельности и ее общественным при­знанием.

Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру, которые выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Её место действия не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум.

В центре всех общественных интересов стоит личность. Значит, и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общения этой личности.

Кому под силу пробудить потребности, интеллект, эмоции, волю, духовную сферу личности? Одной семье? Она поглощена бытом, материальными проблемами. Координировать условия разностороннего развития личности - вот главная функция социального педагога и социальной педагогики.

Социальный педагог - это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность - общаться с семьей, на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов.

Традиционно сложены взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т.д.

Как ни важен социум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело.

Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются усложнением позиционного отношения к ученику. Традиционная для прошлой педагогики схема: Учитель-Ученик постепенно заменяется гораздо более сложной позиционной схемой (см. приложение № 1).

Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре позиционных места: учитель, психолог, социальный педагог и социальный работник.

Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Понятие жертвы преступления
В современной юридической и социологической литературе достаточно долгое время шли дебаты об определении понятия жертвы преступления. Ряд авторов, основываясь на положениях действующего уголовно-процессуального законодательства и материа ...

Функции и дисфункции социальных институтов. Процесс институционализации
Основные функции социального института как такового: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области. 2. Функция интеграции и сплочения общества. 3. Функция регулирования и социального контроля. ...

Социальные группы. Типология социальных групп
В процессе обмена - взаимодействия происходит оформление социальных отношений и формирование социальных групп. Социальная группа — коллектив или множество индивидов, ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. Социал ...